Одна из первых попыток совместить шутер с RPG (на моем пути так вообще первая). Игра понравилась; в этом обзоре постараюсь поделиться своими впечатлениями.

Итак, по традиции начнем с процесса установки, а точнее, ее результатов, так как сама по себе установка игры традиционная. Размер установленной игры составляет порядка 6 гигабайт, имеется ряд файлов данных вида gamedata.db* и движок в подпапке bin (в основном dll). Игра защищена от копирования Starforce'ом со всеми вытекающими последствиями. Настройки, сейвы, скриншоты и т.д. сохраняются (в русской версии Windows XP) в очень странном месте: C:\Documents and Settings\All Users\Документы\STALKER-SHOC. Я долго искал, где же все это сохраняется, пока не залез "по F3" в файл fsgame.ltx в папке игры.

Также я установил патчи до версии 1.0006 (хотя по сравнению с 1.0005, судя по изменениям, баги вылавливались только в сетевой игре). Патч с любой версии до 1.0005 занимает почти 40 мегабайт, и еще 12-13 "метров" трафика на патч с 1.0005 до 1.0006. Благодаря обновлениям я, скорее всего, избежал множества проблем оригинальной версии, однако был зафиксирован вылет при попытке использования аптечки из чужого инвентаря (при обыске трупа).

При запуске игры сначала производится проверка диска, после чего каждый раз показывают несколько "заставок" (THQ, две GSC, Asus и NVidia). Затем мы попадаем в стильное меню. Настройки, в принципе, достаточно очевидные. Я играл при полном динамическом освещении на высоком уровне качества (видео), шло в принципе играбельно, хотя иногда и подтормаживало (некритично). К сожалению, есть некоторые нарекания к настройкам управления - использование бинтов и аптечек поставлено на квадратные скобки, удаленные от клавиш движения WSAD (можно, конечно, переконфигурировать, но раскладка по умолчанию не очень удобна в этом плане), при этом "горячих клавиш" для использования антирадиационных препаратов, да и еды не предусмотрено вовсе.

Давайте перейдем к рассмотрению самого игрового процесса. Как я уже сказал (в аннотации), игра является симбиозом шутера и RPG. Идея, что называется, витала в воздухе, но пока реализаций ее кроме "Сталкера" я не встречал. Получилось весьма интересно, хотя "прокачки" персонажа и собственно выбора роли нет. Зато есть инвентарь, квесты, торговля и практически "шутерная" боевая система.

Скриншот сделан на завершающей стадии игры

Почему "практически"? Потому что есть ряд особенностей. Во-первых, предусмотрено всего два оружейных "слота" - один для пистолетов, другой для оружия потяжелее. Кроме этого всегда доступен нож, а гранаты - при наличии таковых в инвентаре. Также имеется бинокль и болты, правда применение последних непонятно. В настройках управления заявлен прибор ночного видения, но то ли он мне не попался по пути, то ли я не понял, как им пользоваться. Далее, инвентарь ограничен по весу - до 50 кг. без проблем, до 60 - персонаж начинает быстро уставать, а после 60 он даже с места не может сдвинуться. На моем скриншоте, правда, можно заметить максимальный вес груза в 70 кг., но это за счет применения так называемого экзоскелета - самого крутого "броника" в игре (вспоминается фаллаутовская моторизованная броня, да и "гаусска" словно оттуда перекочевала). В итоге арсенал а ля Quake или Half Life из 10-15 видов вооружения попросту невозможен из-за ограничений по весу. К тому же, сделано еще несколько шагов на пути к реализму - это износ оружия и брони: оружие начинает периодически заклинивать, а параметры брони ухудшается. Также снижается точность попадания в зависимости от расстояния (к тому же точность является параметром оружия как такового). Несколько не понравилась модель повреждений, особенно это сказывается на ранних стадиях игры. Например выстрел из пистолета практически в упор в голову не всегда (если не сказать "крайне редко") приводит к смерти. Впрочем, с переходом к более совершенным видам оружия проблема постепенно снимается.

Хотя, безусловно, в плане использования аптечек и бинтов реализма не очень много - лечение происходит практически мгновенно, да и бинты не только снимают кровотечение, но и добавляют несколько процентов жизни даже без кровотечения. Зато периодически персонаж хочет есть (спать, правда, не хочет). Еда, кстати, также восстанавливает жизнь, особенно "завтрак туриста".

Вот несколько "боевых" скриншотов:

30680.jpg
50815.jpg
23993.jpg

 

Что же касается квестов и торговли - то тут, можно сказать, классическая RPG по типу все того же Fallout (PDA оттуда же, кстати wink). По поводу системы симуляции жизни и полноценной жизни персонажей я могу предположить, что работать в совершенствовании этого направления можно и нужно, потому что какой-то особой революционности я не прочувствовал. Так оно, вроде бы, что-то происходит, но события эти какие-то очень уж второстепенные. В основном это защита сталкеров от бандитов либо животных. По этому поводу пара традиционных скриншотов на тему "сталкеры у костра": smile

43770.jpg
04548.jpg

 

Из RPG, но уже скорее Diablo-подобных, взята система артефактов, которые можно одновременно использовать в количестве 5 штук. Кроме того, артефакты можно продать просто так, либо на более выгодных условиях выполнить квест на их "добычу". Надо сказать, не все артефакты одинаково полезны smile. Более того, при использовании большинства артефактов выигрыш в одном достигается за счет проигрыша в каких-то других параметрах.

Сюжет игры интересный. Как и в Fallout, есть некая генеральная линия и второстепенные квесты. Есть и несколько группировок, правда я ни к одной из них так и не присоединился, хотя похоже что присоединиться можно только к двум из них: "Долгу" и "Свободе". А так, конечно, было бы интересно присоединиться, к примеру, к военным или бандитам smile. Но поводов для этого я не обнаружил, возможно, плохо искал. А может быть и не предусмотрено. Что же касается семи концовок, то у меня, прямо скажем, хватило терпения найти только три из них: это исполнение желания, присоединение к "осознанию" или после отказа присоединятся к "осознанию" через прохождение системы телепортов расстрел какой-то зеленой штуковины. Ну и восьмая концовка, которая происходила с завидной регулярностью biggrin - это "гейм, как говорится, ова, в смысле ..." (с) "От винта". Например вот так:

Скриншот интересен прикольными артефактами изображения

К сожалению, мне не удалось найти выход с АЭС после проникновения во внутрь саркофага, а жаль. Я думал пообщаться с барменом или торговцем на "Кордоне"...

Кстати про game over, с загрузкой и сохранением тоже намутили. Скажем, абсолютно лишний вопрос при загрузке игры после смерти. Понятно, что если пытаемся загрузить игру будучи в добром здравии, то надо бы уточнить, но какие данные можно потерять, если персонаж уже умер? В итоге по прежнему наиболее удобно быстрое сохранение и загрузка (без всяких лишних вопросов), но и обычные сейвы я делать настоятельно рекомендую. Особенно если вы, как и я, играете на максимальном уровне сложности. Между прочим, было действительно очень сложно, а на некоторых этапах даже адски сложно, я бы сказал. Хорошо хоть, что это не Far Cry с его-то сохранениями только по чекпоинтам biggrin.

Игра очень атмосферная. Это и уместное музыкально-звуковое оформление, и смена дня и ночи, и изменения погоды. Особенно удались "лабораторные" уровни - реально жутко. С пейзажами также все в порядке. Не зря в свое время разработчики ездили туда на экскурсию smile. Вот такие "картины Репина" у меня получились по этому поводу:

Гроза ночью

Дождь, деревня

Галлюцинации вблизи "Выжигателя мозгов"

И еще:

26592.jpg
17736.jpg

 

Одно из самых сильных впечатлений от пейзажей - это г. Припять. Хрущовки, типовая школа (на одном из "боевых" скриншотов), гостиница, телеграф, колесо "оборзения" wink... Все такое родное smile. Жаль только, что по Припяти я перемещался этаким марш-броском в составе группы сталкеров, поэтому особо исследовать город не удалось, но все же несколько скриншотов я сделал:

86938.jpg
85622.jpg
49092.jpg

 

В общем, на мой взгляд игра удалась, хотя обнаруженные мной концовки произошли несколько быстрее, чем я предполагал (играл где-то неделю, но дело осложнялось многочисленными save'n'load), а искать остальные как-то расхотелось blush. Всем, кто не играл, очень советую поиграть и таки найти все 7 концовок, и ждем приквел - Clear Sky!

Рекомендую также прочитать мои обзоры следующих игр серии:

Комментарии со старого сайта

Fynjy: ещё бои на арене очень захватывают. Особенно когда с одним ножом на чела в моторизованной броне.

Ответ: да, про арену-то я и забыл сказать... Зато рейтинг становится "мастер"! smile

Sensu: болты - это, собственно, отсылка к гайкам в "Пикнике на обочине": бросая их, искали аномалии. Хотя в игре они, конечно, особой практической ценности не имеют smile (если не играть с модами...)


Категория: Шутеры | Опубликовано 29.06.2008 | Редакция от 12.02.2017

Похожие материалы:


Комментарии, обсуждение

комментарии простроенны на платформе Disqus