В пресловутую "черную пятницу" затоварился играми на год вперед , среди которых стала и Battlefield 3 - как я уже сказал в анонсе, игра весьма известная и часто ставится в пример как чуть ли не эталон по графике. Правда вот на всякого рода Premium Edition разоряться не стал - все-таки 1000 рублей мне что-то не захотелось тратить (может быть и зря вообще-то), а вот 420 за "базовую версию" мне показались довольно адекватными.
Установка и запуск
Игра распространяется через "родной" сервис Electronic Arts - Origin. Идея у него такая же, что и у Steam, да только вот в плане реализации выглядит как-то сыровато, несмотря на 9-ю версию. Список игр, магазин, друзья - все это есть и в Steam, но там все выглядит по-моему гораздо более продуманным, да и социальная составляющая в Steam развита намного больше. Также не понравился процесс покупки - пришлось заполнять адрес, несмотря на то, что оплачивал я через Яндекс.Деньги. А при загрузке игр, при том, что папки для загрузки и установки расположены на "игровом" диске, в Origin требуются права администратора. И даже для "родных" игр Electronic Arts потом еще надо отдельно код продукта и учетную запись EA (от того же Origin) вводить. В Steam почему-то права администратора требуются разве что для установки DirectX да Visual Studio Redist Package , а игры, как правило, уже и так "активированы". Ну да ладно, именно Battlefield 3 вроде бы активировалась автоматом, да вот только разработчики начудили в другом...
Отныне игры надлежит запускать через сайт! Так что процесс запуска выглядит так: открываем Origin, запускаем Battlefield 3, открывается сайт battlelog.battlefield.com под нашей учетной записью, и уже в веб-интерфейсе мы инициируем собственно запуск игры в различных режимах. Все бы ничего, да вот только еще и специальный плагин необходимо устанавливать, дистрибутив которого занимает, к слову, почти 4 мегабайта. Честно говоря, не совсем понятно, почему разработчики решили, что сделать веб-интерфейс и этот мега-плагин проще, чем реализовать то же самое "внутри" игры, тем более что, допустим, управление экипировкой и так пришлось в игру включать.
Хотя отдадим должное - веб-приложение очень даже неплохое. Социальные функции - само собой; также можно не торопясь разбираться с пресловутой экипировкой, наградами и т.п. И выглядит симпатично. Например, вот как выглядит страница статистики:
Что ж, веб-интерфейс мы пока отложим и начнем разбираться с режимами игры.
Одиночная кампания
Откровенно говоря, одиночная кампания по сути своей такая же, как и в Call of Duty - ровно те же военные спец-операции, очень частично стелс, "плёхие рюсские", оружие массового поражения и т.д. Только вот в отличие от CoD у местной кампании "градус" все же ниже, география менее обширная, да и короче она - я прошел ее всего за 5 часов (на среднем уровне сложности), причем подзадолбался переигрывать скриптовые сцены а ля NFS: The Run (я их так называю только потому, что такая система мне впервые встретилась в этой игре). В CoD'е они тоже, конечно, встречались, но далеко не в таком объеме.
Сюжет вот подается несколько иначе - в виде допроса сержанта Генри Блэкберна, разведчика морской пехоты США. А почему его допрашивают, тоже раскрывается в процессе допроса.
С другой стороны, на самолете полетали...
... правда вторым пилотом, что "аукается" в сетевой игре, и на танке покатались. На сей раз - вполне полноценно.
Графика - действительно очень технологичная, на моей машине даже иногда подтормаживает на максимальных настройках ("Ультра"), поэтому такой уровень качества я выставил лишь для скриншотов - в обычной ситуации я снижаю настройки всякого там сглаживания. И, кстати, про скриншоты - для их создания вроде как предназначена консольная команда Screenshot.Render, да только вот первоначально сделанные при прохождении скриншоты я нечаянно затер, а потом они почему-то стали делаться полностью черными. Поэтому те скриншоты, которые я привожу в данном обзоре, сделаны банально Fraps'ом (благо после прохождения кампании можно переигрывать отдельные миссии). Так что в завершении разговора об одиночной кампании и в качестве подтверждения этой самой технологичности приведу еще несколько.
Кстати графика произвела на меня впечатление все же не с пролога, а со, скажем так, первой главы, когда мы вышли из БТР - вот там-то уже была "ляпота неописуемая"! И таки да - когда я после Battlefield запустил Call of Duty, то стало ясно, что и впрямь в CoD был далеко не предел современных возможностей!
В общем, мой вывод по одиночной кампании таков - пройти можно, наверное даже и нужно, чтобы приноровиться к игровой механике, ну и интереса ради. Хотя с точки зрения последнего Call of Duty на мой взгляд все же выглядит выигрышнее.
Совместная игра
Данный режим представляет собой сюжетное ответвление от одиночной кампании и предназначен для игры вдвоем. К сожалению, контрольных точек здесь не предусмотрено, поэтому в случае, если погибают оба игрока (а вот если "погибает" только один игрок, у второго есть возможность в течение определенного времени "оживить" товарища... хм, прямо как в Left 4 Dead ), то миссию приходится перепроходить с самого начала. Хоть уровень и рассчитан где-то минут на 10, но все равно переигрывать мне что-то не понравилось, поэтому я, честно говоря, прошел только два задания.
Сетевая игра
Вот мы и подошли, наконец, к основному режиму Battlefield 3. Несмотря на наличие кнопки "Быстрая игра", первый опыт ее нажатия был скорее отрицательным, поскольку игра почему-то выбрала "пустой" сервер. Так что я советую пользоваться "просмотром серверов", поскольку с ее помощью можно отобрать серверы в соответствии с большим количеством критериев (в частности, по режиму игры и количеству игроков). Кстати попробуйте поискать сервера по ключевому слову vehicle, думаю, будет интересно!
Данный экран учитывает также все вышедшие дополнения к игре, и тут-то выясняется, что "базовая комплектация", как я это обозвал, довольно скудная. Собственно, с автомобилями аналогия полнейшая! Карт всего 8 - начиная с "базара" и заканчивая "метро" (карты почему-то перечисляются не "по-человечески", а слева направо, сверху вниз - Z). Режимов где-то половина от представленных: захват, штурм, не популярный "штурм отрядов", схватка команд и схватка отрядов.
Режимы игры
"Захват" (и его вариация "Захват (больш.)") заключаются в контроле позиций (точек, локаций) на карте. Первоначально у двух команд одинаковое количество "очков подкреплений", которые уменьшаются по мере смертей игроков, а также если противник владеет большей частью точек. Соответственно "большой" захват отличается от "обычного" увеличенным количеством точек. Режим интересен сам по себе, а тут еще карты достигают максимального размера, а также зачастую присутствует военная техника - танки, самолеты, БТР, "джипы" и т.д.
Поскольку самолетом приходится управлять в качестве первого (и единственного) пилота, то тут-то как раз и сказывается отсутствие практики полетов на самолете в этом качестве в одиночной кампании. А вертолета в одиночной кампании не было вовсе, управлять которым, пожалуй, еще сложнее. Здесь я хотел бы упомянуть о таком нюансе, как о "реверсивной" оси Y у мыши. То есть если мышью мы ведем "вниз", то авиация "задирает нос" - летит вверх. Лично мне эта "реверсивность" мозг вынесла напрочь! А учитывая, что "горизонтальное" перемещение мыши отвечает за крен в ту или иную сторону, то жалкие попытки управлять самолетами-вертолетами с помощью мыши заканчивались очень быстро и очень плачевно! Так что авиацией я управляю полностью с клавиатуры - почему-то здесь эта самая "реверсивность" (которая, очевидно, происходит от реального поведения штурвала самолета того же) как раз наоборот ощущается самым естественным образом. Первоначально немного смущал также тот факт, что вертолет летит вперед, если наклонить его нос вниз (в пределах разумного, конечно), хотя это видимо тоже соответствует реальности.
Со схваткой команд все понятно - "стенка на стенку", военная техника не используется. С точки зрения размера карты - полная противоположность "захвату". Несмотря на то, что карта-то вроде как одна и та же, только вот в "смертельном поединке" она урезается чуть ли не до одной-двух контрольных точек из "захвата". Особенно ярко это проявляется, пожалуй, на карте "Каналы" - для командного сражения это чуть ли не самая маленькая карта, в то время как "захват" на ней довольно обширен и, по-моему, несколько незаслуженно не пользуется популярностью по сравнению с "Границей Каспия", "Островом Харк" и "Огненным штормом". Еще одна особенность командной схватки заключается в том, что обычно в этом режиме запрещают использование гранатометов, а иногда даже и ручных гранат (честно говоря, ко мне в первом случае по неопытности, а во втором случае по собственному тупизму и незнанию немецкого были применены санкции в виде отключения от сервера ). Так что проверяйте правила сервера! А вот в "схватке отрядов", коих образуется 4, гранатометы использовать можно, поскольку там добавляется БТР, который, соответственно, является предметом ожесточенной борьбы.
Режим "штурма" мне, если честно, не понравился, особенно на стороне обороняющихся. Суть режима в том, что атакующая сторона должна заминировать два ретранслятора, а обороняющаяся сторона должна этого не допустить и набрать определенное количество "фрагов". По описанию-то вроде все неплохо, а вот на практике сложилось впечатление, что как правило выигрывает атакующая сторона. В отличие от аналогичного режима в Call of Duty (и там он мне показался более динамичным), после взрыва первых двух ретрансляторов, обороняющаяся сторона "отступает", и так несколько итераций. "Штурм отрядов" отличается меньшим количеством игроков и два ретранслятора уничтожаются по очереди. Собственно неудивительно, что в него почти никто и не играет.
Оставшиеся режимы игры и карты, таким образом, относятся к дополнениям, которые приобретаются за отдельную плату (ну или в рамках пакетов типа Premium Edition), причем каждое дополнение в общем случае стоит как сама игра. Среди дополнений лично меня по описанию больше всего заинтересовало Armored Kill, ориентированное как раз на военную технику, так что для себя я решил, что если на нее будет скидка процентов в 50 хотя бы, может и куплю.
Меня также смущало отсутствие "классического" режима "каждый за себя", он же deathmatch, он же "Свободная игра" в Call of Duty, да только вот в той же Call of Duty режим этот меня разочаровал - из автоматов друг по другу стрелять как-то не ахти и умираешь быстро. Во всяком случае по сравнению с "классикой" типа Quake II или ранних Unreal Tournament... не то!
Классы и прокачка
Поскольку сетевой режим весь из себя командный, то мы имеем 4 класса бойцов - штурмовика, инженера, "поддержку" и разведчика. В отличие от Call of Duty, собственную "сборную солянку" создать нельзя. Что касается функций каждого класса, то на мой взгляд их комбинация немного странная. Судите сами: штурмовик по совместительству является и медиком; инженер, кроме ремонта военной техники, орудует пресловутыми "гранатометами"; боец поддержки, помимо снабжения патронами, в качестве основного оружия внезапно использует ручные пулеметы, а в качестве одного из "гаджетов" - взрывчатку C4; ну а разведчик фактически является снайпером. Чуть было не забыл - командами являются ни много ни мало Россия и США. Для своей страницы статистики я как-то непатриотично выбрал американского инженера, но, блин, он чертовски харизматичный! Да и, как вы могли видеть, я в основном играю за инженера. Кстати первоначально я немного недоумевал, почему его основное оружие названо карабинами, когда это автоматы и пистолеты-пулеметы, но как ни странно да - автоматы и есть современные карабины.
Неотъемлемой частью сетевой игры является "прокачка", которая, в свою очередь, открывает доступ к более совершенному оружию и технологиям. Есть общий прогресс, есть прогресс успеха по каждому классу, и детально по каждому виду оружия (основному) и технике.
Так что, например, чтобы заполучить тепловизор для танка, этим самым танком надо будет успешно пользоваться довольно долго (а у меня скоро появится! ). В этой связи у меня совсем не заладилось дело с самолетами - первоначально он вооружен лишь "пушкой", из которой расстрелять вертолет или танк, не говоря уже о другом самолете, лично у меня не больно-то и получалось. А уж попасть в отдельного бойца... В отличие от самолета так называемый "ударный вертолет" снаряжен ракетами (хоть и не управляемыми) "из коробки", так что с танками и пехотой с такого вертолета расправляться как будто бы проще.
Вообще опыт дается и за счет дополнительных действий, например за меткую стрельбу, оказание медпомощи, техническое обеспечение (ремонт) и т.д. Все это тоже постепенно суммируется - в рамках раунда в виде так называемых нашивок, а в дальнейшем по мере получения этих самых нашивок можно получить и медаль, которая дает сразу 100500 очков опыта. Посмотреть свои нашивки и медали также можно в веб-интерфейсе:
Есть еще и жетоны, но это фактически просто визуальные знаки отличия, которые показываются тому, кого ты убил. Разблокировка также по мере набора опыта или же за счет эффектного убийства ножом.
Разное/одинаковое
Выше я назвал прокачку "неотъемлемой", но это не совсем так - по примеру всяких там MMORPG практически всю экипировку можно банально купить (например, для авиации, бугага). На мой взгляд, способ этот не очень "правильный", что ли, поскольку тогда теряется один из стимулов к игре. Когда постепенно открывается какое-то новое оружие или технология, то это как-то прямо интересно и приятно, а когда вроде как все уже есть, то выходит, что играешь... просто так. Ну впрочем почему бы и нет, ведь в свое время в Quake II тоже "просто так" играли.
И, наконец, об идентификации свой-чужой. Над игроками своей команды висят синие "плашки", над членами своего взвода - зеленые (взвод - подразделение в команде, состоит в основном из 4х игроков - очевидно, по количеству классов, причем имеется возможность "возрождаться" рядом с членами взвода). Казалось бы, враги должны иметь оранжевые, как в одиночной кампании, а вот хрен там. В большинстве случаев над противником эта самая "плашка" не висит вовсе, пока по нему стрелять не начнешь, что создает проблемы, если вдруг позади "врага" на той же линии находится свой. В принципе можно попытаться определять игроков другой команды по внешнему виду, поскольку модели бойцов для каждой стороны различаются, но в пылу сражения, да особенно на расстоянии, по-моему это не реально. Тем более что существует целая куча разноцветного камуфляжа.
Что касается голосового чата, то здесь вам тоже не Steam, поэтому основных решений два. Первое - это через "Центр управления" с друзьями, а второе - это вообще сторонний сервис типа Teamspeak (некоторые сервера, например, указывают свои данные для этого сервиса).
Локализация
С одиночной кампанией все как будто бы в порядке - и субтитры, и озвучка. Правда в данной игре мат решили перевести матом, и, возможно, актеры матерятся слегка ненатурально. Кстати нецензурные реплики используются и в сетевой игре, так что приходится играть в наушниках. А вот в пресловутом веб-интерфейсе наблюдается какое-то довольно странное смешение русского и английского текста, явный косяк с "разгрузкой", которая на самом деле "экипировка" (это, скажем так, иконка быстрого доступа в верхней части) ну и может быть что-то еще по мелочам.
Выводы
В целом я счел игру довольно неплохой, я бы даже сказал добротной - сильная сторона игры, конечно, мультиплеер; одиночную кампанию хотелось бы все же подлиннее, да и чтобы управление самолетом и вертолетом в ней было задействовано в том же объеме, что и в сетевой игре (танк ведь сделали же!). Также мне представляется не вполне гуманной ценовая политика - дополнения к игре наверное не должны стоить, как и сама игра, ну и не бесспорный вопрос с банальной покупкой экипировки. Что же касается графики - то да, можно сказать, впечатляет. Что ж, посмотрим, что нам в этом плане предложит грядущий Crysis 3!
P.S. (от 19.03.2013) В конечном итоге я все-таки приобрел пакет Premium и написал отдельный обзор набора дополнений.
Вопросы и ответы
Вопрос: мне какой Battlefield 3 нужно купить, чтобы играть по сети?
- Battlefield 3™ Premium Edition
- Расширенное издание - BATTLEFIELD 3
- BATTLEFIELD 3
Ответ: можете купить "базовую" - в сетевой игре будет доступно 8 карт и несколько режимов (примерно половина). Фактически, обо всем этом я писал в обзоре. Premium Edition включает в себя как базовую игру, так и все дополнения. Недостаток - без учета распродаж такая версия стоит 2000 1500 (по последним данным) рублей.
А вот что такое "расширенное издание" - для меня загадка, видимо какие-то "плюшки" оказываются разблокированными изначально. Также стоит иметь в виду, что осенью выходит Battlefield 4.
В общем резюме такое - если жалко 1500 рублей, то необходимо и достаточно взять просто Battlefield 3 за 600 рублей. Если не жалко, то сразу Premium Edition.