После приобретения ноутбука у меня стали возникать мысли о покупке внешней звуковой карты с тем, чтобы можно было что-то записывать не только дома (и при этом не тащить с собой десктоп , или, что еще хуже, вытаскивать PCI-карту). Первоначально я хотел взять Echo Audiofire 2, но, к сожалению, созрел к покупке я аккурат к Новому году и на мои предновогодние заказы ни один из интернет-магазинов не откликнулся (либо не устраивала цена). А после праздников случился резкий скачок курса доллара, в результате Audiofire стала стоит совсем уж неприличные деньги (8-9 т.р.), которые я как-то не очень готов был тратить на устройство, которым я буду пользоваться лишь эпизодически. К счастью, в местном "физическом" магазине оставался рассматриваемый Audiphile USB по "антикризисной", как я это охарактеризовал, цене. К тому же демо-версия Tracktion (этот редактор входит в поставку Echo), меня не впечатлила. Хотя, конечно, Audiofire карта получше, тем более что Audiophile USB основан на Audiophile 2496, который уступает все тому же Audiophile 192.
Технические характеристики и комплект поставки
Технические характеристики M-Audio Audiophile USB:
- АЦП/ЦАП: 24 бит/96 кГц
- Входы: 2 пары аналоговых линейных входов (1/4" unbalanced или RCA), S-PDIF Coaxial
- Выходы: 2 аналоговых линейных выхода (RCA) с контролем уровня, выход на наушники (1/4") с контролем уровня, S-PDIF Coaxial
- MIDI: Вход и выход MIDI 1х1
- Интерфейс: USB
- Частотный диапазон: 20 Гц - 20 кГц, +/- 0.5 дБ
- Динамический диапазон: ЦАП - 107 дБ, АЦП - 109 дБ
- Синхронизация: S-PDIF Coaxial
- Драйверы: Windows 98SE/2000/XP и MacOS 9.2.2 или OS X, с поддержкой ASIO2, MME, OMS, DirectX
- Рекомендуемая конфигурация: РС - CPU > 300 МГц, от 64 Мбайт ОЗУ; Mac G3 или старше, MacOs 9.2.2 или более поздняя версия
- Питание: отдельный блок питания
- Размеры: 60x230x310 мм
- Вес: 0,5 кг
В комплект поставки звуковой карты входят:
- блок питания;
- кабель USB;
- 3 диска: драйверы, Abletron Live Lite 5.2, ProSessions Demo CD;
- регистрационная карта для Abletron;
- инструкция на английском.
Что можно сказать по характеристикам и комплекту поставки? Во-первых - это только небалансовая коммутация, к тому же аналоговые выходы только под "тюльпан", зато есть целых два регулятора громкости (наушников и выходной стереопары), хочется надеяться, что это старые добрые потенциометры. Также к недостаткам можно причислить обязательность блока питания (например, та же Audiofire вполне умеет питаться от шины); но он входит в комплект поставки. Кстати в интернете был обнаружен обзор, в котором упоминался блок питания на 120 вольт; к счастью, в моем случае БП нужного номинала. Также можно отметить устаревшие версии драйверов и Abletron'а: про Висту в инструкции и на диске вообще ничего не упоминается, поэтому последняя версия драйверов была скачана с официального сайта, ну а текущая версия Abletron'а - 7 (на которую, впрочем, можно бесплатно обновиться, разумеется, с учетом ограничений версии M-Audio Enhanced). Собственно говоря, точно такое же программное обеспечение входит в комплект поставки Audiophile 192 (там даже еще и демка ProTools присутствует, которой здесь нет), из-за чего мне также в свое время не очень хотелось брать еще одного Аудиофила.
Внешний вид
Рассмотрим внешний вид аудиоинтерфейса. На передней панели располагается выход на наушники, регуляторы громкости, разъемы midi и кнопка включения с индикатором:
В одном из обзоров его автор жаловался на тихий выход на наушники. Возможно, в том случае использовались высокоомные наушники, а в моих Sennheiser HD-280 Pro с громкостью все отлично. Хотя, честно говоря, на комфортной громкости звучание несколько глуше, чем через микшер Behringer UB1202, подключенный к Audiophile 192. К тому же, в моем экземпляре, кажется, плохой контакт - иногда звук какой-то странный идет.
На задней панели располагаются основные входы/выходы: джековые небалансные, аналоговые тюльпаны, коаксиальные тюльпаны, а также разъемы USB и блока питания:
Согласно инструкции, джековые входы отключают RCA-шные (аналоговые входы). И все-таки жаль, что выходные аналоговые разъемы RCA - не на всяких мониторах есть соответствующие входы (впрочем, к примеру, у KRK RP5 предусмотрены), да и вообще все-таки RCA формат скорее любительский...
Драйвера и ПО
Как уже было сказано выше, драйверы для Висты я скачивал с официального сайта. Установка драйверов никаких проблем не вызвала, надо лишь иметь в виду, что карту надо включать только после окончания установки драйверов. Собственно говоря, точно так же ведут себя принтеры, сканеры и другие USB-устройства, для которых нужен специализированный драйвер. Кстати сказать, я специально не стал отключать интегрированную звуковую карточку для увеличения потенциальных глюков, которых, что приятно, не было обнаружено - карточки спокойно сосуществовали, надо было лишь выбирать нужную в настройках программы по работе со звуком (или же назначать нужную устройством по умолчанию в системных свойствах звука).
Панель управления звуковой картой состоит из трех закладок, причем одна из них - "О программе". На первой закладке активируются нужные входы/выходы и устанавливаются параметры звука:
Необходимо отметить, что максимальные параметры звука (24/96) достижимы только если работает один вход (или выход). Ограничение представляется искусственным, и это серьезно затрудняет работу с тем же Abletron. Например, сначала надо активировать линейных вход с параметрами 24/96, записать, потом закрыть Abletron, активировать выход, и снова запустить чтобы уже дальше работать с записанным материалом (сводить, к примеру). Без перезапуска, видимо, не обойтись - так как программа в ASIO-режиме всегда занимает карточку, и в панели управления картой все настройки блокируются. Объяснение таким ограничениям я как-то особо не нахожу, разве что из-за целей совместимости с USB 1.1 - 24 * 96000 * 2 = 4608000 бит, соответственно это чуть больше 4,5 мегабит, а USB 1.1 (full speed) поддерживает скорость до 12 мегабит.
На второй же закладке панели управления устройством регулируется латентность.
Буквально пара слов про Abletron Live Lite 5.2. Это Cubase-подобный редактор, интерфейс, пожалуй, в чем-то даже посимпатичнее "Кубика". Жаль только, что версия для M-Audio довольно сильно ограничена по возможностям - например, при подготовке скриншотов я добавлял эффекты на трек, а программа разрешила добавить только два. По-моему еще есть ограничения на общее количество дорожек и ряд других.
Главное окно программы выглядит примерно следующим образом:
Честно говоря, первый вариант выглядит как-то привычнее, однако при запуске программы открывается второй вариант. Переключение между этими представлениями происходит с помощью иконок в правом верхнем углу.
Тестирование
Напоследок я хотел бы предложить некий сравнительный тест двух Аудиофилов, хотя и не вполне корректный. Запись велась одновременно на обе карты через ASIO с параметрами 24/96, использовались микрофоны Октава МК-319 и AKG D5S, преамп Digilab Ginger SMP-102 (на AP192 сигнал подавался с XLR-выходов по балансовому кабелю, на APUSB - с джековых по небалансовому). Как и следовало ожидать, особой разницы я не услышал, хотя почему-то USB-шный Аудиофил записал звук громче. А по шумам Audiophile 192 по идее должен быть слегка предпочтительнее из-за балансовой коммутации. Итак, тест - APUSB.RAR (7,5 Мб)
Вот, пожалуй, и все - переходим к выводам.
Выводы
Достоинства:
- Шина USB - не надо покупать контроллер FireWire (так как последний встречается не всегда)
- Аналоговые (хочется верить) регуляторы громкости
- Сделана на базе неплохой карточки Audiophile 2496
Недостатки, к сожалению, довольно существенные:
- Обязательное использование блока питания (хотя для меня этот недостаток нивелируется применением микрофонного преампа или микшера, которые работают только от БП)
- Небалансовая коммутация, тюльпанные выходы на мониторы (хотя, наверное, лучше все-таки сказать "колонки")
- Параметры 24/88,2 и 24/96 работают если включен только один канал (при одновременно работающих аналоговых входах и выходах - 24/48 макс.)
Ну а в целом, в общем-то, довольно неплохая карточка, для моих целей вполне подходит. Рекомендовать к покупке, в принципе, можно, но только с учетом вышеназванных недостатков. А в качестве основной звуковой карты я бы все же не стал данное устройство советовать - лучше все-таки брать аудиоинтерфейсы с балансовой коммутацией и более широкими возможностями мониторинга (читай чтобы 24/96 в обе стороны гонял ).
Советуем прочитать:
Вопросы и ответы
Вопрос (Sensu): я думаю, для выездых условий в самый раз. Пробовал уже в боевой обстановке?
Ответ: спасибо! Нет, в боевой обстановке еще не пробовал... (24.02.2009)
Вопрос (Sensu): тест не сразу заметил. Да, в общем, кроме громкости вроде особых отличий нет. (Зато лишний раз можно сравнить микрофоны ). Я думаю, в наших условиях небалансные подключения критических потерь качества (приобретений шума ) не принесут. По крайней мере при более-менее коротких проводах, что ещё раз возвращает нас к вопросу о боевой обстановке...
Ответ: выделил тест - а то он, наверное, и впрямь как-то затерялся.
Да вообще-то я про балансные подключения действительно больше для порядка побурчал , чтобы потенциальные покупатели имели это в виду.
Вопрос (Serg): подскажите, пожалуйста, какая выходная мощность устройства? Интересует выход на мониторы.
Ответ: стандартный линейный уровень (видимо, так называемый "+4 db"). Т.е. если вдруг возникла идея подключать пассивные мониторы без усилителя, то ничего не выйдет.
Вопрос (Сергей): подскажите пожалуйста, что может быть с моей звуковой картой, если при воспроизведении все ОК, а вот при записи явная "грязь". Я записываю в Sound Forge путем подачи на аналоговый вход выходного сигнала с микшерного пульта Yamaha. Драйвера свежие, ОС ХР, ноутбук достаточно мощный. Перепробовал практически все варианты (и 16 бит и 24 бит, и запись wav и mp3 и др.) и за исключением разницы в записи в 3-5% ничего не изменилось. Пытался использовать другой ноут - результат один - "грязь". Если что-нибудь подскажете - буду признателен. У нас в Днепропетровске очень много знатоков, но когда дело доходит до конкретики - разводят руками.
Ответ: Какого рода грязь? "Заклипованный" сигнал (перегруз по входу) или "затыки"? Впрочем первый случай наверное вряд-ли, так как это "лечится" понижением выходного уровня на пульте... Ну и кабели проверьте заодно.
(3-5% разницы) 3-5% от чего, простите?
Наверное все-таки надо смотреть, как пишет Sound Forge - через ASIO или WDM, в первом случае в первую очередь надо с латентностью поэкспериментировать в настройках звуковой карты (увеличить). Еще можно проверить свойства USB-контроллера - вдруг он работает в режиме 1.1 (хотя по идее он и в этом режиме должен успевать обрабатывать, но все же лучше, если он работает как 2.0 - "Hi speed", 480mbps или т.п.). Отключить все лишнее от контроллера. Про частоту, кстати, не написали, но по идее выше 48 он и не должен позволять ставить (в смысле в настройках карты). Мы, во всяком случае, нормально пишемся при одновременном воспроизведении фонограммы на 44/24.
Сергей: у меня несколько лет назад стояла 16-битная звуковуха SB live Creative - так вот с ней записывал без всяких заморочек и с нормальным (для поставленной задачи) качеством. Когда появился ноут, то купил данную карту в надежде продолжать запись в том же роде и вот на тебе... А с латентностью я попробую поэкспериментировать, хотя я немного изменял её, результата не ощутил.
Похоже нашел причину. Когда к аналоговому входу карты подключен кабель, соединяющий карту и микшерный пульт, при этом не подсоединен к самому пульту - все ок. Как только я подключаю пульт - тут же индикатор записи с нулевого положения подпрыгивает примерно в среднее положение, т.е. идет фон постоянно и он и есть эта "грязь". Была мысль, что в пульте оборвалась земля, но я пробовал разные источники и разные кабеля (слава богу их у меня хватает) - фон не уходит. Проверил прибором напряжение блока питания - переменные 9 вольт, но при включенной карте напряжение падает до 7,8 вольт. Пересмотрел все пропайки и контакты на самой печатной плате карты - вроде бы все в порядке. Что посоветуете?
Ответ: "земля" должна давать скорее гул... Банальный вопрос, но тем не менее - включать/выключать карту пробовали (имеется в виду уже после загрузки ОС)? У меня она иногда тупит в этом смысле (например, один канал работает или запись не работает).
Раз проседает напряжение на блоке питания, возможно, стоит попробовать другой блок питания (разумеется, с аналогичными параметрами).
Фон в обоих каналах или только в одном?
А латентность тут и впрямь вряд-ли как-то влияет, больше похоже что все-таки где-то чего-то отпаялось.
Сами гнезда проверяли?
Сергей: по сути дела этот фон можно в какой-то мере назвать гулом. Гнеэда, а их 2 по 2, то есть 4 - все в порядке. Скорее всего это мог подсесть какой-нибудь кондер, а в форуме вряд ли удасться его вычислить... благодарю за потраченное время!